ООО "СТАРТ"
г. Чита (Забайкальский край)   Тел.: +7(3022) 57-00-86

Проект ЗСО

Зоны санитарной охраны (ЗСО) — территория, включающая источник водоснабжения и/или водопровод, иной объект. ЗСО состоит из поясов, на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны, например, для артезианских скважин охраны подземных вод от загрязнения.

Необходимость разработки настоящего проекта регламентирована Федеральным Законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 18), Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (ст. 74, ст. 104) и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02: зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:

  • Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
  • Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

 каждом из трех поясов ЗСО устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Стоит отметить, что разработка проектов ЗСО осуществляется только для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Для источников водоснабжения технического назначения установление зон санитарной охраны не требуется.

Установленные проектом границы зон санитарной охраны согласовываются в органах Роспотребнадзора. Утвержденный проект зон санитарной охраны является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ ЗСО как линий градостроительного регулирования территории.

Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

Разработка проекта зон санитарной охраны

При разработке проекта ЗСО можно выделить следующие основные этапы:

  • Сбор и анализ исходной информации. Выезд специалиста для проведения обследования санитарно-технического состояния водозаборных сооружений (скважин) и прилегающей территории;
  • Разработка проекта ЗСО – разработка проекта на основании результатов обследования и полученных данных Заказчика, а также фондовых материалов региональных исследований;
  • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта в экспертной организации и получение положительного экспертного заключения;
  • Согласование проекта и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения;

Разработка проекта ЗСО предприятия выполняется на основании оформленного в установленном порядке договора (контракта) на создание проекта, представляющего собой перечень организационных, экономических и правовых положений, устанавливающих функционально-технологическое и юридическое закрепление обязательств, прав и ответственности сторон на период действия договора (контракта).

Для оценки объема работ на стадии заключения договора по разработке проекта ЗСО Заказчик предоставляет Исполнителю предварительные исходные данные:

  • Реквизиты предприятия (организации, учреждения);
  • Вид деятельности предприятия (организации, учреждения);
  • Вид источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
  • Количество и глубина водозаборных скважин;
  • При наличии двух и более скважин в группе расстояние между ними;
  • Расстояние от водозаборных скважин до объектов, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
  • Перечень имеющейся информации на скважины (лицензия, паспорта на скважины, проект на бурение, лабораторные исследования качества воды и прочее).

Сбор исходных сведений

На первом этапе разработки проекта ЗСО Заказчик предоставляет Исполнителю пакет документов, включающий, но не ограничиваясь, следующий перечень документов:

  1. Общие сведение о предприятии:
    • Полное наименование предприятия (организации) и его организационно-правовая форма;
    • Идентификационные коды по общероссийским классификаторам: ОКАТО; ОКВЭД; ОКПО и др.;
    • Временной режим работы предприятия;
    • Ф.И.О. руководителя
    • Ф.И.О. и должность ответственного лица за охрану окружающей среды на предприятии;
    • Кадастровый паспорт на земельные участки;
    • Форма собственности на земельные участки (аренда или собственность). Приложить договора или другие правоустанавливающие документы;
  2. Характеристика объекта, в том числе:
    • цели водоснабжения;
    • дата введения в эксплуатацию водозаборных скважин;
    • Технический отчет о гидрогеологических работах (строительстве водозаборного сооружения);
    • Гидрогеологическое заключение (при наличии);
    • Паспорта скважин;
    • Гидрогеологические данные (мощность водоносного горизонта, напор, мощность водоупоров, дебит скважины);
    • Данные о водопотреблении из водозаборной скважины и количестве воды, расходуемой на технические и отдельно на питьевые нужды;
    • Протоколы анализа питьевой воды, проводимые за время эксплуатации водозаборных скважин;
    • Данные об устройстве скважин (затрубная цементация эксплуатационной колоны, бетонная опалубка скважины, оголовок, павильон насосной станции и др.);
    • Данные о насосной станции. Справка о глубине установки насоса в теле скважины, марка насоса;
    • Справка о месте сброса сточных вод от поселка из канализации и месте их сброса на рельеф (водный объект);
    • Данные о водопроводе от водозаборной скважины до объекта, на карте и информация о нем, местоположения;
    • Схема расположения водозаборных скважин;
    • Данные о перспективе строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектах;
    • Документация на земельный участок в районе расположения скважин (договор аренды, свидетельство о собственности земли, др);
    • В случае проведения водоподготовки (наличие установок очистки и обеззараживания воды), приложить паспорта на очистные установки;
    • Рабочая программа производственного контроля качества воды

После получения исходных данных Исполнитель проводит анализ на соответствие их требованиям санитарного и природоохранного законодательства РФ.

Вся информация предоставляемая Заказчиком для выполнения проекта Исполнителем заверяется подписью и печатью руководителя предприятия (организации, учреждения). Ответственность за полноту и достоверность предоставляемых исходных данных несет Заказчик.

Ответственный исполнитель проекта при необходимости консультирует Заказчика по подготовке исходных данных для проекта, а также организует совместную работу с Заказчиком на предприятии при формировании пакета документов.

В ходе проведения работы Исполнителем по разработке проекта ЗСО Заказчик обязан предоставить свободный доступ на территорию предприятия представителям Исполнителя для осмотра территории и производственных подразделений.

Последовательность составления проекта ЗСО

Этапы разработки проекта и установления размеров ЗСО:

  • Общие сведения об участке водозабора;
  • Общие сведения о предприятии;
  • Общие сведения о водозаборе подземных вод;
  • Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения;
  • Физико-географические условия. Климат;
  • Геологические условия и геоморфология;
  • Гидрогеологические условия;
  • Химический состав и качество подземных вод;
  • Зоны санитарной охраны подземных вод;
  • Назначение поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения;
  • Обоснование границ I, II, III поясов ЗСО;
  • Расчет II пояса ЗСО;
  • Расчет III пояса ЗСО;
  • Правила и режим хозяйственного использования территории, входящих в зону санитарной охраны всех поясов
  • Санитарный режим в пределах поясов зон санитарной охраны
  • Запретительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны
  • Санитарно-оздоровительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны
  • Правила и режим использования по санитарно-защитной полосе водоводов

Картографический материал

  • План первого пояса ЗСО водозаборных скважин (М 1:500 - 1:1000)
  • План второго и третьего поясов ЗСО водозаборных скважин (М 1:10 000 – 1:25 000)
  • Ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесением водопроводных площадок и линии водовода (М 1:10 000 – 1:25 000)
  • Гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора

Формирование проекта ЗСО с приложениями исходных данных, результатов проведённых расчетов и учредительных документов предприятия (организации, учреждения).

Ответственность за отсутствие проекта ЗСО

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц -от 100 до 200 МРОТ).

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).

Статья 8.13. КоАП РФ "Нарушение правил охраны водных объектов"

Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 15 до 20 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 до 20 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Статья 8.14. КоАП РФ "Нарушение правил водопользования водных объектов"

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ

Статья 8.15. КоАП РФ "Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств"