Особенности работы в системе регионального оператора
C 1 января 2019 года заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ). Теперь в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры — на отдельную услугу:
- по оказанию услуг по обращению с ТКО;
- по вывозу и утилизации отходов производства.
Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора определены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
Прежде всего, в регионе должен быть выбран и действовать региональный оператор по обращению с ТКО, а также утверждены единые тарифы на эту услугу. При таких условиях важно знать следующие особенности работы этой системы.
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
Если предмет договора звучит как Вывоз ТКО, то договор нужно заключать с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если предмет звучит как Вывоз отходов производства, то договор можно заключать с любой организацией, имеющей лицензию на необходимые отходы и виды деятельности.
ВИДЫ ОТХОДОВ
К деятельности регионального оператора относятся все отходы группы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению:
- Отходы, связанные с потреблением физическими лицами, например, пищевые отходы.
- Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, например, остатки оберточной бумаги, одноразовая посуда.
- Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, кроме крупногабаритного.
- Отходы от уборки помещений.
- Мусор и смёт уличный.
Подробный перечень указан в Федеральном Классификационном Каталоге Отходов (ФККО) в группе 7 30 000 00 00 0.
Все остальные отходы в каталоге к деятельности регионального оператора НЕ ОТНОСЯТСЯ!
Например:
- Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, например, отходы строительства и ремонта, отходы от производства пищевых продуктов и т. д.
- Отходы от использования товаров, то есть образовавшиеся после утраты товарами и упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств, например, тара, ветошь, списанное оборудование.
- Медицинские отходы, поименованные в СанПиН 2.1.7.2790−10.
- Радиационно-опасные отходы, указанные в статье 3 Закона № 170-ФЗ
ПРИМЕНЯЕМЫЙ КОД КОСГУ
Обращение с ТКО стало коммунальной услугой — наряду с отоплением, водо- и электроснабжением. Расходы учитываются по подстатье 223 КОСГУ.
Остальные виды отходов учитываются по статье 225.
ПЛАТА ЗА НВОС
Плата за НВОС при размещении ТКО организациями, у которых образуются отходы, не исчисляется и не уплачивается. Плательщиком является региональный оператор (Закон № 89-ФЗ). За отходы, не относящиеся к деятельности регионального оператора плату вносит при размещении отходов тот, кто их произвел.
На сегодняшний день не все регионы работают по новой системе. В частности, речь идет:
- о городах федерального значения — им была предоставлено право на отсрочку;
- о регионах, где оператор не определен по причине досрочного прекращения деятельности или если конкурсный отбор не состоялся;
- о субъектах РФ, где региональные власти до 2016 года заключили контракты на вывоз отходов на срок более 10 лет.
При таких условиях плата за вывоз ТКО входит в состав расходов по содержанию помещений, соответственно, такие затраты учитываются по коду КОСГУ 225.
27.03.2019